0
  

Двадцать девятый Турнир Городов, 2007-2008


----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Осенний тур,
8 - 9 классы, базовый вариант, 21 октября 2007 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи

      1. Какое наибольшее число белых и чёрных фишек  можно рас-
  3      ставить на шахматной доске так, чтобы на любой горизон-
         тали  и на любой вертикали белых фишек было ровно в два
         раза больше, чем чёрных? (Каждая фишка занимает отдель-
         ную клетку.)
                                                 (А.В.Шаповалов)

      2. На бумажке записаны 1 и некоторое нецелое число  x.  За
  4      один ход разрешается записать на бумажку сумму или раз-
         ность каких-нибудь двух уже записанных чисел или  запи-
         сать число,  обратное к какому-нибудь из уже записанных
         чисел.  Можно ли за несколько ходов получить на бумажке
         число x^2?
                                                 (Г.А.Гальперин)

      3. Середина одной  из  сторон треугольника и основания вы-
  4      сот,  опущенных  на две другие стороны, образуют равно-
         сторонний треугольник. Верно ли, что исходный треуголь-
         ник тоже равносторонний?
                                                (А.А.Заславский)

      4. В таблицу 29*29 вписали числа 1, 2, 3, ... , 29, каждое
  5      по 29 раз.  Оказалось, что сумма чисел над главной диа-
         гональю в три раза больше суммы чисел под  этой  диаго-
         налью.  Найдите  число,  вписанное в центральную клетку
         таблицы.
                                                 (А.В.Шаповалов)

      5. Фокусник с завязанными глазами выдает зрителю пять кар-
  5      точек с номерами от 1 до 5.  Зритель прячет две карточ-
         ки, а три отдает ассистенту фокусника. Ассистент указы-
         вает  зрителю на две из них,  и зритель называет номера
         этих карточек фокуснику (в том порядке,  в каком  захо-
         чет).  После  этого фокусник угадывает номера карточек,
         спрятанных у зрителя.  Как фокуснику и ассистенту дого-
         вориться, чтобы фокус всегда удавался?
                                                   (А.К.Толпыго)
----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Осенний тур,
10 - 11 классы, базовый вариант, 21 октября 2007 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи

      1. Есть сто картинок,  на каждой изображены взрослый и ре-
  3      бенок  ростом поменьше (все двести человек на картинках
         разные). Из них надо собрать одну большую картину. Раз-
         решается  перед  этим изменить масштаб каждой картинки,
         уменьшив её размеры в целое число раз  (масштабы разных
         картинок можно менять независимо друг от друга).  Дока-
         жите,  что можно добиться, чтобы на большой картине все
         взрослые были выше всех детей.
                                                 (А.В.Шаповалов)

      2. На бумажке записаны три положительных числа:  x, y и 1.
         За один ход разрешается записать на бумажку  сумму  или
         разность каких-нибудь двух уже записанных чисел или за-
         писать число,  обратное к какому-нибудь из уже записан-
         ных чисел.  Можно ли за несколько ходов получить на бу-
         мажке
  2      а) число x^2?
  2      б) число xy?
                                                 (Г.А.Гальперин)

      3. Дана прямая и две точки А и В,  лежащие по одну сторону
  4      от  этой прямой на равном расстоянии от нее.  Как с по-
         мощью циркуля и линейки найти на прямой такую  точку С,
         что произведение АС*ВС будет наименьшим?
                                                   (А.К.Толпыго)

      4. Фокусник с завязанными глазами выдает зрителю 29 карто-
  4      чек с номерами от 1 до 29. Зритель прячет две карточки,
         а остальные отдает ассистенту фокусника. Ассистент ука-
         зывает зрителю на две из них, и зритель называет номера
         этих  карточек фокуснику (в том порядке,  в каком захо-
         чет).  После этого фокусник угадывает номера  карточек,
         спрятанных у зрителя.  Как фокуснику и ассистенту дого-
         вориться, чтобы фокус всегда удавался?
                                    (А.К.Толпыго, А.В.Шаповалов)

      5. Квадрат со стороной 1 см разрезан на три выпуклых  мно-
         гоугольника Может ли случиться,  что диаметр каждого из
         них не превосходит
  1      а) 1 см;
  2      б) 1,01 см;
  2      в) 1,001 см?
         (Диаметром многоугольника называется максимальное расс-
         тояние между его вершинами).
                                                   (А.К.Толпыго)
----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Осенний тур,
8 - 9 классы, сложный вариант, 28 октября 2007 г.
(Итог подводится по трём задачам, по которым достигнуты
наилучшие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
---------------------------------------------------------------------
баллы задачи

       1. На стороне CD ромба ABCD нашлась такая точка K,  что AD=BK.
  5       Пусть F - точка пересечения диагонали BD и серединного пер-
          пендикуляра к стороне BC.  Докажите, что точки A, F и K ле-
          жат на одной прямой.
                                                      (Р.Г.Женодаров)

       2. а) Петя и Вася задумали по три натуральных числа.  Петя для
  3       каждых двух из своих чисел написал на доске  их  наибольший
          общий делитель. Вася для каждых двух из своих чисел написал
          на доске их наименьшее общее кратное.  Оказалось,  что Петя
          написал на доске те же числа,  что и Вася (возможно, в дру-
          гом порядке).  Докажите,  что все написанные на доске  числа
          равны.
  3       б) Останется ли верным утверждение предыдущей  задачи, если
          Петя  и Вася изначально задумают по четыре натуральных чис-
          ла?
                                          (Б.Р.Френкин, И.И.Богданов)

       3. Миша стоит в центре круглой  лужайки  радиуса  100  метров.
  6       Каждую минуту он делает шаг длиной 1 метр. Перед каждым ша-
          гом он объявляет направление, в котором хочет шагнуть. Катя
          имеет право заставить его сменить направление на противопо-
          ложное. Может ли Миша действовать так, чтобы в какой-то мо-
          мент  обязательно  выйти с лужайки,  или Катя всегда сможет
          ему помешать?
                                                        (А.И.Буфетов)

       4. Дана клетчатая полоса 1*N. Двое играют в следующую игру. На
  7       очередном ходу первый игрок ставит в одну из свободных кле-
          ток крестик, а второй - нолик. Не разрешается ставить в со-
          седние клетки два крестика или два нолика. Проигрывает тот,
          кто не может сделать ход. Кто из игроков может всегда выиг-
          рывать (как бы ни играл его соперник)?
                                                        (Б.Р.Френкин)

       5. Дан набор  из  нескольких гирек,  на каждой написана масса.
  8       Известно,  что набор масс и набор  надписей  одинаковы,  но
          возможно некоторые надписи перепутаны. Весы представляют из
          себя горизонтальный отрезок,  закреплённый за середину. При
          взвешивании  гирьки  прикрепляются в произвольные точки от-
          резка,  после чего весы остаются в равновесии либо отклоня-
          ются в ту или иную сторону. Всегда ли удастся за одно взве-
          шивание проверить, все надписи верны или нет? (Весы будут в
          равновесии, если сумма моментов гирь справа от середины от-
          резка равна сумме моментов гирь слева (иначе  отклонятся  в
          сторону, где сумма больше). Моментом гири называется произ-
          ведение ms массы гири m на расстояние s от неё  до  середи-
          ны.)
                                                 (И.Нетай, В.Шевяков)

       6. Фокуснику завязывают  глаза,  а зритель выкладывает в ряд N
          одинаковых монет, сам выбирая, какие - орлом вверх, а какие
          -  решкой.  Ассистент  фокусника просит зрителя написать на
          листе бумаги любое число от 1 до N и показать его всем при-
          сутствующим.  Увидев число,  ассистент указывает зрителю на
          одну из монет ряда и просит перевернуть её. Затем фокуснику
          развязывают  глаза,  он  смотрит на ряд монет и безошибочно
          определяет написанное зрителем число.
  4       а) Докажите,  что  если у фокусника с ассистентом есть спо-
          соб,  позволяющий фокуснику гарантированно отгадывать число
          для N=a, то есть способ и для N=2a.
  5       б) Найдите все значения N, для которых у фокусника с ассис-
          тентом есть способ.
                                                           (С.Грибок)

       7. Володя решил  стать великим писателем.  Для этого он каждой
  9       букве русского языка сопоставил слово,  содержащее эту бук-
          ву.  Потом написал слово,  сопоставленное букве "А". Дальше
          каждую букву в нём заменил на сопоставленное ей слово (раз-
          деляя  слова пробелами),  потом в получившемся тексте вновь
          заменил каждую букву на сопоставленное ей слово, и так все-
          го 40 раз.  Володин текст начинается так:  "Ряд кораблей на
          дремлющих морях".  Докажите,  что этот оборот встречается в
          Володином тексте ещё хотя бы раз.
                                                        (А.И.Буфетов)
----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Осенний тур,
10 - 11 классы, сложный вариант, 28 октября 2007 г.
(Итог подводится по трём задачам, по которым достигнуты
наилучшие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
---------------------------------------------------------------------
баллы задачи

       1. а) Петя и Вася задумали по три натуральных числа.  Петя для
  2       каждых  двух  из своих чисел написал на доске их наибольший
          общий делитель. Вася для каждых двух из своих чисел написал
          на доске их наименьшее общее кратное.  Оказалось,  что Петя
          написал на доске те же числа,  что и Вася (возможно, в дру-
          гом  порядке).  Докажите,  что все написанные на доске числа
          равны.
  2       б) Останется ли верным утверждение предыдущей  задачи, если
          Петя  и Вася изначально задумают по четыре натуральных чис-
          ла?
                                          (Б.Р.Френкин, И.И.Богданов)

       2. Диагонали вписанного четырехугольника пересекаются  в точке
  6       P. Пусть K, L, M, N - середины сторон четырехугольника. До-
          кажите,  что радиусы  описанных  окружностей  треугольников
          PKL, PLM, PMN и PNK равны.
                                                     (А.А.Заславский)

       3. Найдите все возрастающие арифметические прогрессии с конеч-
  6       ным числом членов,  сумма которых равна 1,  и  каждый  член
          имеет вид 1/k, где k - натуральное.
                                                        (А.К.Толпыго)

       4. Дан набор  из  нескольких гирек,  на каждой написана масса.
  6       Известно,  что набор масс и набор  надписей  одинаковы,  но
          возможно некоторые надписи перепутаны. Весы представляют из
          себя горизонтальный отрезок,  закреплённый за середину. При
          взвешивании  гирьки  прикрепляются в произвольные точки от-
          резка,  после чего весы остаются в равновесии либо отклоня-
          ются в ту или иную сторону. Всегда ли удастся за одно взве-
          шивание проверить, все надписи верны или нет? (Весы будут в
          равновесии, если сумма моментов гирь справа от середины от-
          резка равна сумме моментов гирь слева (иначе  отклонятся  в
          сторону, где сумма больше). Моментом гири называется произ-
          ведение ms массы гири m на расстояние s от неё  до  середи-
          ны.)
                                                 (И.Нетай, В.Шевяков)

       5. Фокуснику завязывают  глаза,  а зритель выкладывает в ряд N
          одинаковых монет, сам выбирая, какие - орлом вверх, а какие
          -  решкой.  Ассистент  фокусника просит зрителя написать на
          листе бумаги любое число от 1 до N и показать его всем при-
          сутствующим.  Увидев число,  ассистент указывает зрителю на
          одну из монет ряда и просит перевернуть её. Затем фокуснику
          развязывают  глаза,  он  смотрит на ряд монет и безошибочно
          определяет написанное зрителем число.
  4       а) Докажите, что если у фокусника с ассистентом есть спосо-
          бы,  позволяющие фокуснику гарантированно отгадывать  число
          для N=a и для N=b, то есть способ и для N=ab.
  4       б) Найдите все значения N, для которых у фокусника с ассис-
          тентом есть способ.
                                                           (С.Грибок)

       6. На плоскости  нарисованы два выпуклых многоугольника P и Q.
  8       Для любой стороны многоугольника P  многоугольник  Q  можно
          зажать  между  двумя  прямыми,  параллельными этой стороне.
          Обозначим через h расстояние между этими прямыми, а через l
          - длину стороны,  и вычислим произведение lh. Просуммировав
          такие произведения по всем сторонам  P,  получим  некоторую
          величину (P,Q). Докажите, что (P,Q) = (Q,P).
                                                          (Д.Звонкин)

       7. Перед Алешей 100 закрытых коробочек,  в каждой - либо крас-
          ный,  либо  синий  кубик.  У Алеши на счету есть рубль.  Он
          подходит к любой закрытой коробочке,  объявляет цвет и ста-
          вит любую сумму (можно нецелое число копеек,  но не больше,
          чем у него на счету в данный момент).  Коробочка открывает-
          ся,  и Алешин счет увеличивается или уменьшается на постав-
          ленную сумму в зависимости от того,  угадан или  не  угадан
          цвет кубика.  Игра продолжается,  пока не будут открыты все
          коробочки. Какую наибольшую сумму на счету может гарантиро-
          вать себе Алеша, если ему известно, что
  3       а) синих кубиков ровно 1;
  5       б) синих кубиков ровно n.
          (Замечание. Алеша может поставить и 0, то есть  просто бес-
          платно открыть коробочку и увидеть цвет кубика.)
                                                        (А.И.Буфетов)


----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Весенний тур,
8 - 9 классы, базовый вариант, 24 февраля 2008 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи

      1. В выпуклом шестиугольнике ABCDEF противоположные сторо-
  3      ны попарно параллельны (AB с DE, BC с EF и  CD  с  FA),
         а также AB=DE. Докажите, что BC=EF и CD=FA.

      2. На плоскости  нарисовали  10 равных отрезков и отметили
  5      все их точки пересечения.  Оказалось,  что каждая точка
         пересечения  делит любой проходящий через неё отрезок в
         отношении 3:4.  Каково наибольшее возможное число отме-
         ченных точек?

      3. Есть тридцать карточек, на каждой написано по числу: на
  5      десяти карточках - a, на десяти других - b, и на десяти
         оставшихся - c (числа a,  b,  c все разные).  Известно,
         что к любым пяти карточкам  можно  подобрать  еще  пять
         так,  что  сумма  чисел  на этих десяти карточках будет
         равна нулю. Докажите, что среди чисел a, b, c одно рав-
         но нулю.

      4. Найдите все натуральные n,  при которых (n+1)!  делится
  6      на сумму 1! + 2! +...+ n! . (k! - это произведение всех
         натуральных чисел от 1 до k включительно).

      5. Клетки доски 10*10 раскрашены в красный,  синий и белый
         цвета.  Любые две клетки с общей стороной раскрашены  в
         разные цвета. Известно, что красных клеток 20.
  2   а) Докажите, что всегда можно вырезать 30 прямоугольников,
         каждый  из которых состоит из двух клеток - белой и си-
         ней.
  2   б) Приведите пример раскраски, когда можно вырезать 40 та-
         ких прямоугольников (и объясните,  почему он подходит).
  2   в) Приведите пример раскраски, когда нельзя вырезать боль-
         ше 30 таких прямоугольников  (и  объясните,  почему  он
         подходит).

----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Весенний тур,
10 - 11 классы, базовый вариант, 24 февраля 2008 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи

      1. Есть тридцать карточек, на каждой написано по числу: на
  4      десяти карточках - a, на десяти других - b, и на десяти
         оставшихся - c (числа a,  b,  c все разные).  Известно,
         что к любым пяти карточкам  можно  подобрать  еще  пять
         так,  что  сумма  чисел  на этих десяти карточках будет
         равна нулю. Докажите, что среди чисел a, b, c одно рав-
         но нулю.

      2. Может ли наименьшее общее кратное целых чисел 1,  2, 3,
  5      ...  ,  n быть в 2008 раз больше,  чем наименьшее общее
         кратное целых чисел 1, 2, 3, ... , m?

      3. В треугольнике ABC угол A прямой,  M - середина BC, H -
  5      основание высоты из вершины A. Прямая, проходящая через
         точку M перпендикулярно AC, вторично пересекает описан-
         ную окружность треугольника AMC в  точке  P.  Докажите,
         что отрезок BP делит отрезок AH пополам.

      4. Даны выпуклый  многоугольник и квадрат.  Известно,  что
  5      как ни расположи две копии многоугольника внутри  квад-
         рата, найдется точка, принадлежащая обеим копиям. Дока-
         жите,  что как ни расположи  три  копии  многоугольника
         внутри  квадрата,  найдется  точка,  принадлежащая всем
         трем копиям.

      5. Дана таблица (см. рисунок справа).  1  2  3  4  5  6  7
  6      Можно в ней переставлять строки, а  7  1  2  3  4  5  6
         также  можно  переставлять столбцы  6  7  1  2  3  4  5
         (в любом порядке). Сколько различ-  5  6  7  1  2  3  4
         ных  таблиц  можно  получить таким  4  5  6  7  1  2  3
         образом из данной таблицы?          3  4  5  6  7  1  2
                                             2  3  4  5  6  7  1

----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Весенний тур,
8 - 9 классы, сложный вариант, 9 марта 2008 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи

      1. Число N  является  произведением  двух последовательных
         натуральных чисел. Докажите, что
  2   а) можно приписать к этому числу  справа  две  цифры  так,
         чтобы получился точный квадрат;
  2   б) если N > 12, это можно сделать единственным способом.

      2. На сторонах АВ и ВС треугольника АВС выбраны точки  К и
  5      М соответственно так, что КМ параллельна АС. Отрезки АМ
         и КС пересекаются в точке  О.  Известно,  что  АК=АО  и
         КМ=МС. Докажите, что АМ=КВ.

      3. Дана клетчатая полоска (шириной в одну клетку),  беско-
  6      нечная  в обе стороны.  Две клетки полоски являются ло-
         вушками, между ними - N клеток, на одной из которых си-
         дит  кузнечик.  На  каждом ходу мы называем натуральное
         число,  после чего кузнечик прыгает на это число клеток
         влево или вправо (по своему выбору).  При каких N можно
         называть числа так, чтобы гарантированно загнать кузне-
         чика  в  одну  из ловушек,  где бы он ни был изначально
         между ловушками и как бы ни выбирал  направления  прыж-
         ков? (Мы всё время видим, где сидит кузнечик.)

      4. Несколько (конечное  число)  точек плоскости окрашены в
  6      четыре цвета,  причём есть точки каждого цвета. Никакие
         три  из этих точек не лежат на одной прямой.  Докажите,
         что найдутся три разных (возможно, пересекающихся) тре-
         угольника,  каждый из которых имеет вершины трёх разных
         цветов и не содержит внутри себя окрашенных точек.

      5. По кругу стоят 99 детей,  изначально у каждого есть мя-
  7      чик.  Ежеминутно каждый ребёнок с мячиком  кидает  свой
         мячик одному из двух соседей; при этом, если два мячика
         попадают к одному ребенку,  то один из этих мячиков те-
         ряется безвозвратно. Через какое наименьшее время у де-
         тей может остаться только один мячик?

      6. Существуют ли такие натуральные числа a, b, c, d, что
  7      a/b + c/d = 1, a/d + c/b = 2008 ?

      7. В выпуклом четырехугольнике ABCD нет параллельных  сто-
  8      рон.  Углы,  образованные  сторонами четырехугольника с
         диагональю AC,  равны (в каком-то порядке) 16 градусов,
         19  градусов,  55  градусов и 55 градусов.  Каким может
         быть острый угол между диагоналями AC и BD?

----------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ТУРНИР ГОРОДОВ
Весенний тур,
10 - 11 классы, сложный вариант, 9 марта 2008 г.
(Итог подводится по трем задачам,  по которым достигнуты наилуч-
шие результаты, баллы за пункты одной задачи суммируются.)
----------------------------------------------------------------
баллы задачи
      1. Бумажный треугольник,  один  из  углов  которого  равен
         a,  разрезали на несколько треугольников. Могло ли
         случиться,  что все углы всех полученных  треугольников
         меньше a
  3   а) в случае, если a = 70 градусов;
  3   б) в случае, если a = 80 градусов?

      2. На числовой прямой в точке P сидит  точечный  кузнечик.
  6      Точки 0 и 1 - ловушки. На каждом ходу мы называем любое
         положительное число,  после чего кузнечик прыгает влево
         или  вправо  (по  своему выбору) на расстояние,  равное
         этому числу. Для каких P можно называть числа так, что-
         бы  гарантированно загнать кузнечика в одну из ловушек?
         (Мы всё время видим, где сидит кузнечик.)

      3. Многочлен степени  n>1 имеет n разных корней х_1,  х_2,
         ...  , х_n. Его производная имеет корни y_1, y_2, ... ,
         y_{n-1}. Докажите неравенство
  6         (x_1^2+...+x_n^2)/n > (y_1^2+...+y_{n-1}^2)/(n-1)
         (x один в квадрате плюс ... + x n-е в квадрате, все де-
         ленное на n, больше y один в квадрате плюс ... + y n-1-е
         в квадрате, все деленное на n-1).

      4. Петя и  Вася  нарисовали  по выпуклому четырёхугольнику
  7      без параллельных сторон.  Каждый  провёл  в  своём  че-
         тырёхугольнике одну из диагоналей и вычислил углы,  об-
         разованные этой  диагональю  со  сторонами  своего  че-
         тырёхугольника. Петя получил числа alpha, alpha, beta и
         gamma (в некотором порядке),  и Вася - тоже  эти  числа
         (возможно,  в другом порядке).  Докажите, что диагонали
         четырёхугольника Пети пересекаются под теми  же углами,
         что и диагонали четырехугольника Васи.

      5. Все натуральные числа выписали в ряд в некотором поряд-
  8      ке  (каждое число по одному разу).  Обязательно ли най-
         дутся  несколько  (больше  одного)  чисел,   выписанных
         подряд (начиная с какого-то места), сумма которых будет
         простым числом?

      6. Одинадцати мудрецам завязывают глаза и надевают каждому
  8      на голову колпак одного из 1000 цветов.  После этого им
         глаза  развязывают,  и каждый видит все колпаки,  кроме
         своего.  Затем одновременно каждый показывает остальным
         одну из  двух карточек - белую или черную.  После этого
         все должны одновременно назвать  цвет  своих  колпаков.
         Удастся  ли  это?  Мудрецы могут заранее договориться о
         своих действиях (до того,  как им завязали глаза); муд-
         рецам известно, каких 1000 цветов могут быть колпаки.

      7. Даны две окружности и три прямые, каждая прямая высека-
  8      ет на окружностях хорды равной длины. Точки пересечения
         прямых  образуют треугольник.  Докажите,  что описанная
         окружность этого треугольника проходит  через  середину
         отрезка между центрами данных окружностей.


----------------------------------------------------------------

Дизайн сайта
интернет агентство "MindBridge Group"